Классификация объектов интеллектуальной собственности

интеллектуальная собственность

Объекты интеллектуальной собственности – это находящиеся под охраной нормативными правовыми актами результаты деятельности интеллекта. Классификация их очень разнообразна, в зависимости от состава, степени применения во время производственного процесса, по характеру влияния на финансовое благополучие юридических, физических лиц или отдельных предприятий.

По ряду факторов распределить данные объекты можно на такие группы:

  • по степени производственного использования активы нематериального характера разделяются на работающие (те функционирующие объекты, которые в обиходе предприятия в данный момент времени и приносят ему доход) и неработающие (те функционалы, которые в данный период не работают, а находятся в запасе на будущее);
  • по характеру влияния на доход предприятия ‒ нематериальные активы, прямо приносящие финансовую прибыль за счет своей включенности в процесс эксплуатации, и активы, которые влияют на результат опосредованно;
  • по направленности получения результата интеллектуальной работы – научные, гуманитарные, технические объекты;
  • по степени юридической защиты бывают охранными государством объектами авторских прав, неохраняемые (незащищенные) объекты авторского права.

К группе активов собственности, принадлежащей и используемой в промышленности, можно отнести:

  • промышленные образцы;
  • товарные знаки;
  • изобретения;
  • знаки обслуживания;
  • полезные модели;
  • наименование мест производства продукции.

Понятие патента на изобретение

Исключительное право, которое предоставляется на изобретение – это патент. Данный документ охраняется и выдается на объект, закрепляя его приоритет и уникальность, а также закрепляет авторское право на применение в течение времени патентного действия. Владелец патента имеет право его продавать или уступать полностью или частично. Договор может составляться касательно одного или нескольких патентов на объекты интеллектуальной собственности.

Понятие «изобретение» можно расшифровать как итог научного исследования или разработки, результат промышленной деятельности, который представляет из себя существенную инновацию. Те изобретения, на которые были поданы, но еще не получены заявки на патент, а также различные секретные открытия или инновации в сферах, не подлежащих патентованию, называются беспатентными.

К объектам изобретения можно отнести следующее:

  • материальный объект (новые приборы, устройства, конструкции, механизмы или предметы);
  • способы и методы (процесс выполнения различных манипуляций с материальными объектами);
  • вещества (искусственно созданные материальные новообразования, состоящие из определенных компонентов);
  • штаммы микроорганизмов (наследственная культура, которая обладает и продуцирует полезные вещества);
  • сорта и породы (селекционное выведение новых гибридов растений и пород животных);
  • использование по иному назначению уже изобретенных приборов, методов и веществ.

Инновации, нововведения и изобретения

Есть инновации, которые не имеют документа об охране и не обладают уровнем изобретения – это ноу-хау. Данные нововведения – это частично или полностью секретные знания, навыки, опыт, который состоит из технических, управленческих, финансовых и прочих сведений, применение которых создаст условия для получения преимуществ и выгод физическому или юридическому лицу, которое их получило.

Другими словами, понятие ноу-хау – это конфиденциальные незапатентованные технологии, процессы, знания, а также опыт, который включает методы и навыки проектной, расчетной, строительной, производственной и другой деятельности, конструкторские, опытные, научно-исследовательские работы; создание каких-либо изделий; выведение новых формул, рецептов, сплавов и составов; инновации в сфере медицины; новые схемы организации производства, опыт в сфере графического и прочего дизайна, менеджмента и маркетинга, экономики и юриспруденции, а также другая информация, закрытая от широких масс населения.

Товарный знак или образец промышленного производства как объект интеллектуального права может обладать лицензией или иметь франшизу. Если подробнее, то товарный знак – это графическая картинка, изображение, символ, сочетание знаков (букв, цифр, слов), оформленное креативно, и имеющее цель распознавать товары и услуги и отличать их от подобной продукции и предложений другого производителя. Если товарный знак зарегистрирован, то в этом случае он имеет право на юридическую защиту. Свидетельство на товарный знак закрепляет товары и услуги, которые оказывает торговая марка, а также определяет исключительное право собственника на закрепленный товарный знак. При этом в обязательном порядке в лицензионном договоре прописывается пункт о том, что лицензиар контролирует состояние качества товаров, которое предоставляет лицензиат, а также закрепляет, что данное качество не должно быть ниже, чем качество продукции лицензиара.

Промышленный образец – это инновация в сфере инженерно-конструкторских или художественно-дизайнерских решений по поводу внешнего вида продукта, отражающее совокупность его различных свойств с точки зрения техники, эстетики, функционала, которое имеет регистрацию в установленном порядке.

Франшизинг (франчайзинг, коммерческая концессия) – это передача прав на пользование некоторыми видами интеллектуальной или промышленной собственности с целью продажи товаров или предоставление услуг под именем бренда. Таким образом, данные договора в основном имеют цель использования уникального товарного знака той стороны, что предоставила франшизу.

Наша компания поможет вам найти ответы на любые интересующие вас вопросы в сфере внешней торговли интеллектуальной собственностью. Наши квалифицированные юристы – лучшие в области интеллектуального права. Мы поможем решить любую спорную ситуацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *